Словари, переводчики, разговорники  
perevodslov.ru - онлайн переводчик  




Главные разделы:

Переводчик Google Гугл

Словарь Лингво

Словарь Мультитран

Словарь Лингво-Софт

Онлайн переводчик

Онлайн разговорник

Скачать аудиокниги

Купить книги и словари

Статьи, информация

Статьи, архив 2013


Словари и переводчики:
    
Три «ликвидации» УГКЦ

Украинская греко-католическая церковь является особенным светом не только в религиозном, но и в национальной жизни Украины. Одним из свидетельств этого есть упрямые попытки сначала царского, а затем советского режима ликвидировать УГКЦ. После 1946 года Греко-католическая церковь Украины была наиболее преследуемым религиозным обществом в мире. Однако в грудные 1989-го церковь вышла из подполья и вполне официально возобновилась.

Полоцкий Собор

Унийная церковь возникла в 1569 году после союза (унии) Киевской православной митрополии с Римом. На протяжении нескольких веков церкви выпало пережить непростые времена как во внутриукраинских взаимоотношениях, так и в отношениях с католическими и православными соседями. Но период настоящих испытаний начался после трех делений Польши, в конце XVIII века. Тогда церковь, как и вся Украина, оказалась разделенной между двух империй - Российской и Австро-Венгерской. И если во второй ей удалось сохраниться и развиться, то Российская империя использовала разнообразные средства, чтобы ее уничтожить.

Первый большой удар по униатам нанесла царица Екатерина ІІ. Именно за ее протекторатом в 1794 году была основана «миссия Садковского» - православная институция, которая под проводом епископа Переяславского и Бориспольского Виктора Садковского обращала униатов к православию. Благодаря той миссии униаты только по двум годам потеряли свыше 2300 церквей. Катерины ІІ удалось также уничтожить почти всю иерархию «католиков восточного обряда». Ведь ее исполнители ликвидировали все, кроме Полоцкой, епархии. А Киевскому митрополиту запретили находиться в Киеве.

Во время правления императоров Павла и Александра позиции Унийной церкви несколько возобновились. Вместо этого с приходом к власти Николая опять применен ряд ограничений для униатов. Хуже всего, что эти мероприятия поддержал унийный епископ Йосиф Семашко. Впрочем открытая расправа началась в 1831 году, после неудачного польского восстания. Первыми испытали репрессии отце Василиян, которые еще в 1772 году насчитывали 1235 монахов на этой территории. В 1832-му власти Российской империи ликвидировала их собрания. Тогда же были закрыты все католические школы и семинарии, а так называемую «греко-воссоединенную» (срок греко-католики был внедрен в Австро-Венгрии) церковную Коллегию подчинили православному Святейшому Синоду.

В 1837 году три униатских епископа: Семашко, Лужинский и Зубко - обратились к духовенству. Они требовали согласиться на переход их парафий на православие и подписаться под соответствующим актом. Вскоре свыше 160 «упорствующих» священников депортировали в Сибирь. Однако дело «воссоединения» осложнил старенький митрополит Йосафат Булгак, который, находясь в Петербурге, категорически отказался от ликвидации унии. Лишь его смерть в 1838 году открыла путь к «воссоединения». Торжественные похороны и могила при монастыре Александра Невы, где прятали православных митрополитов, должны были бы стать для народа свидетельствам, что Булгак в конце жизни перешел в российское православие.

12-13 февраля 1839 года в Полоцку состоялся собор Унийной церкви. На нем трое епископов и 21 представитель высшего духовенства от имени 1305 священников, которых «убедили» присоединиться, утвердили «Синодный акт» о «возвращении к православию». Впрочем последнего удара по Унийний церкви в России было нанесено в 1875 году. Тогда ликвидировали Холмску епархию, которая располагалась на территории так называемого «Варшавского княжества».

Львовский «самороспуск»

Другой была судьба греко-католиков в Галичине. Ввиду событий, которые происходили в России, австрийское правительство в 1807 году добилось возобновления Галицкой митрополии. Это обеспечило последующее развитие Украинской греко-католической церкви. Проблемы в УГКЦ возникли во время I Мировой войны - едва лишь на территорию Галичины вошли российские войска. Тогда арестовали и отправили в Россию Галицкого митрополита Андрея Шептицкого. Невзирая на положение узника, Шептицкому удалось обновить греко-католическую иерархию в России.

Следующий приход росcийского режима, в этот раз в виде большевиков, состоялся с началом ІІ Мировой войны. Его основной удар по греко-католицизма пришелся на 1945-1946 годы. Это не значит, что перед тем не было репрессий и преследований. Просто после завершения войны исчезли основные препятствия для ликвидации УГКЦ. 1 ноября 1944 года умер чрезвычайно популярный в народе митрополит Шептицкий. А в феврале 1945 года на Ялтинской конференции западные союзники согласились на аннексию Галичины Советским Союзом.

В апреле 1945-го, заключив в тюрьму митрополита Йосифа Слепого, всех епископов и часть духовенства, НКДБ взялось за операцию прямой ликвидации греко-католической церкви. Для этого была создана «инициативная группа» из числа духовенства, которая должна была бы вести работу относительно присоединения УГКЦ к Руской православной церкви. Впрочем интенсивнее всего в этот период работали органы безопасности, которые находили дополнительные аргументы для «упирных», как их называли, священников.

Невзирая на официальные протесты греко-католиков, власть постановила провести «воссоединение» УГКЦ и РПЦ в 1946 году - в год 350-лиття Берестейской унии. Для этого был подобран и соответствующий день - первое воскресенье Пасхального поста или же воскресенье Православия. Интересно, что в этот же день был организован Собор в Полоцку в 1839 году. Кстати, в этот день читают анафему всем раскольникам. В этот раз прежние священники-униаты должны были бы «проклясть» гетмана Мазепу.

Единственной проблемой в подготовке Собора стал недостаток епископов (они же были заключены). Но НКВС за месяц до Собора решило эту проблему. Тогда представители «инициативной группы» в Киеве осуществили чин присоединения к православной церкви, а два не женаты священники - отцы Михаил Мельник и Антоний Пельвецкий - стали епископами РПЦ.

В канун Собора львовская газета «Свободная Украина» опубликовала обвинение прокуратуры заключенным греко-католическим епископам. Это стало предупреждением для духовенства, которое осталось на свободе. Собор состоялся 8-10 марта 1946 года. НКВС организовало там «чрезвычайные мероприятия безопасности». Часть духовенства свезли во Львов, даже не сообщая, куда их везут.

С точки зрения как православия, так и католицизма Собор не может быть действующим, если его сзывают и проводят иерархи другой церкви. А организаторы Собора на момент его проведения были священниками или епископами Российской православной церкви. В те годы все епископы УГКЦ и около 350 священников были репрессированы и отбывали наказания. Для церкви начался период подполья, или же катакомб.

«Воссоединение» на Монашеской горе

Еще одной проблемой для большевиков стала греко-католическая церковь на Закарпатье. Как ни странно, она имела свою отдельную «унийную» историю. Поскольку Закарпатье более длительное время находилось вне других украинскими землями, уния местных священников с католической иерархией состоялась в Ужгороде в 1646 году. Весь этот период Мукачивская епархия не подчинялась ни Киевскому, ни Галицкому митрополитам. Однако о весе церкви в крае свидетельствует тот факт, что ужгородский замок еще из XVIII века служил семинарией для местных униатов. А уже в 1939 году, провозглашая независимость Карпатской Украины, закарпатцы избирали своим президентом именно греко-католического священника - отца Августина Волошина.

Приход «совитов» на Закарпатье осенью в 1944 году совпал с назначением нового епископа - владыки Теодора Ромжи, который активно душпастирски работал с верными. Основной «сценой» для драмы местной греко-католической церкви стал монастырь святого Миколая, расположенный на Монашеской горе поблизости Мукачева. 28 августа 1946 года, на Успения Богородицы, владыка Ромжа проповедовал здесь для 50 тысяч верных. Не должен возможностей «убедить» владыку и его священников, большевики весной в 1947 году захватили монастырь святого Николая. Именно здесь планировалось провозгласить для верных акт присоединения к российской церкви. С этой целью пригласили православных епископов и прежних греко-католических священников из Галичины. Но во время дежурного богомолья, 28 августа 1947 года, тысячи паломников прошли мимо монастыря и двинулись к Мукачивского храму.
Получив санкции наивысшего партийного руководства, 27 октября 1947 года МДБ осуществляет покушение на владыку Ромжу. Когда он возвращался из одной из сельских парафий, на запряженную конями деревянную бричку епископа на лесной дороге наехал грузовик. Невзирая на мощный удар, а также на то, что сотрудники МДБ железными кольями побили раненного епископа, Теодор Ромжа выжил. Его привезли к больнице. Чтобы закончить «дело», 1 ноября ему ввели смертельную инъекцию. Примечательно, что открыт протест против таких действий МДБ выразили даже трое епископов РПЦ.

Смерть епископа не вынудила греко-католических священников к сотрудничеству, следовательно на Закарпатье не удалось «ликвидировать» церковь по львовскому сценарию. Двух самых влиятельных священников - Александра Хиру и Николая Муранию - осудили на 25-летние сроки, а 93 священника края погибли в тюрьмах и концлагерях.

Лишив Мукачивску епархию руководства, уния была ликвидирована путем подписания акта о переходе греко-католиков к православию. Этот процесс возглавил отец Кондратович, который, между прочим, был членом Коммунистической партии Венгрии. Формально акт зачитали опять же на Успения Богородицы, 28 августа, теперь уже в 1949 году, в монастыре святого Миколая, что на Монашеской горе. Под актом подписалась меньше половины закарпатского духовенства. Большинство из них впоследствии раскаялись и вернулись к подпольной греко-католической церкви. Как и на Галичине, греко-католики Закарпатье мужественно пережили пятидесятилетия преследований в катакомбах...

 
    
Объявления:

 
Контакты | Реклама на сайте | Карта сайта
 

top! Подняться вверх 

 

Copyright © 2008-2016 онлайн переводчик и словарь - perevodslov.ru

 


Rambler's Top100