Словари, переводчики, разговорники  
perevodslov.ru - онлайн переводчик  




Главные разделы:

Переводчик Google Гугл

Словарь Лингво

Словарь Мультитран

Словарь Лингво-Софт

Онлайн переводчик

Онлайн разговорник

Скачать аудиокниги

Купить книги и словари

Статьи, информация

Статьи, архив 2013


Словари и переводчики:
    
Дух феминизма и до сих пор живет в Болехове

Благодаря Наталии Кобринский ремесленное местечко прославилось как родина украинского женского движения.

В этом небольшом предгорном городе с неофициальным статусом «западных ворот Прикарпатья» в настоящее время мало что осталось от прежней ремесленной славы - чинбарства, солевариння, деревообработки и изготовления кирпича. Зато демократия процветает: нехорошо пахнет из кожзаводов или АЗС «лепят» в самом центре - болехивци тут как тут с пикетами. Могут и центральную улицу перекрыть, хотя в пределах города - это часть дороги государственного значения. Местная женщина, конечно, - в гуще событий. Оно и в других краях теперь не пасет задних, но болехивчанки имеют исторические преимущества перед остальными украинками - в их городе жила и похоронена первая отечественная феминистка Наталия Кобринска, которая сверх века потому взялась женские права приближать к мужским. И несколько успела сделать на этом тернистом поприще.

У не фаворитов - и дороги никакие

Болехов, хроникально известный еще с 1371 года, расположился в предгорье Бескидов, почти на границе с Львовщиной. Отсюда к курортному Моршина - девять километров, немного больше полсотни верст - к Трускавца. «Наш город, - утверждает его голова Зенон Макота, - могло быть не менее привлекательным, чем Яремче, но областное руководство на Болехив учитывает мало - не ходим в фаворитах. А у нас же под боком - знаменитые Гошивский монастырь и Скалы Довбуша, куда зимой по пятьдесят, а летом и по сто автобусов с моршинскими и трускавецкими отдыхающими приезжает. Но дороги у нас традиционно никудышние - под лозунгом "робота і кар'єра" - старым как мир».

И не только они. Промышленный потенциал, который давал работу жителям города и близлежащих сел, в последние годы сдулся, как старый резиновый мяч. На составах завода стройматериалов накопилось сверх миллиона штук когда-то дефицитного кирпича, остановился один из трех кожзаводов, распался лесокомбинат, где трудились 4 тысячи квалифицированных работников. Безработные направились кто куда: одни за границу, другие пробуют себя в мелком бизнесе. В городе множатся торговые точки. Хотя в 20-30-ти лет прошлого века их было еще больше: при одинаковом количестве населения - около 11 тысяч лиц - перед войной в Болехови насчитывалось, как свидетельствуют официальные документы, 1600 торгашей. Оно и не удивительно, ведь тогда родословная почти каждого третьего жителя города происходил от Авраама. В настоящее время здесь не осталось ни одного еврея. Почти всех их истребили гитлеровцы. Спастись удалось лишь нескольким десяткам, которые разбрелись миром. Последний иудей выехал отсюда в 2003 году.

Архитектура современного Болехова мало чем отличается от застройки конца ХІХ - началу ХХ веков и не поражает изысканностью. Милуют глаз разве что несколько давних сакральных сооружений и элегантная, сведенная пивтораста годы тому назад, ратуша, где и теперь заседает местная власть. Город известен еще единственным в Украине конным базаром, на котором в выходные можно приобрести неэлитных Гнидкив или Вороных. Однако спрос на них заметно падает, потому что любителях вести хозяйку дедовским способом в округе становится все меньше, как и крепких крестьян. Говорят, работать возле земли в наше время - тяжелое и нерентабельное занятие.

Полжизни в трауре

Поэтому не знать, чем бы гонорувався в настоящее время Болехив, если бы в 1884 году судьба из покутского села Белелуя не привела сюда на парафию отца Ивана Озаркевича, который представлял галичан в венском парламенте. Приехала с ним и 29-летняя дочка Наталия, вся в черном. За два года до того она потеряла любимый мужчину - священника Теофила Кобринского, с которым прожила в паре пять счастливых лет. К сожалению, suzuki автомобиль и детей от их брака не было. «В его гроб будущая зачинателька женского движения в Украине положила свое пышное нарочито обрезаны волосы, удостоверяя этим пожизненную верность единственному и незабываемому другу, - рассказывает директорка музею истории Болехова Ольга Матийчин. - И клятвы она не нарушила на протяжении всей жизни, хотя случались знани в Галичине претенденты на ее руку и сердце, в частности известен литератор Михаил Павлик».

Он побывал в Болехови в 1888 году и, кроме предложения повести под венец красивую и образованную вдову, озвучил еще один соблазнительный аргумент «за». Обручившись с Павликом, молодая писательница могла сразу войти в высший культурно-художественный свет Львова. Однако Наталия пообещала подумать над привлекательными перспективами, но впоследствии деликатно от них отказалась. Павлика это зацепило за живое - спустя некоторое время он прибег к критике литературной и общественной деятельности тщеславной болехивчанки в одном из львовских журналов. А она продолжала смиренно носить траурную одевку, за что здешний люд прозвал ее «женщиной в черном» или «черной вдовой». В национальный наряд Наталия переодевалась лишь на большие праздники. Таинственности необычному стилю жизни Кобринской добавляла ее привычка прогуливаться городским кладбищем . На вопрос, чего она туда ходит, отвечала загадочно: «Там я нахожу душевный покой и отраду». После смерти отца в 1903 году она купила небольшой домик в центре города и продолжала жить одиноко. Не стало «черной вдовы» 22 января 1922-го. На ее надгробии вычеканены слова «Меня уже сердце не болит».

Мягкий вариант эмансипации

Очевидно, такую фанатичную верность представителю другого пола современные лидерки воинственного феминизма могли бы расценить как подрывную деятельность против их движения. Однако Наталия Кобринска и мысли не должна была рассматривать проблемы эмансипации украинской женщины как плацдарм для возмущений в обществе и противостояния с мужским сообществом. Мягкий вариант эмансипации предусматривал последовательный кропотливый труд. Кобринска начала с малого - организации в Болехови курсов для девушек, где учила юных украинок искусству передового ведения домашнего хозяйства и культурно-просвитницкой деятельности. Впоследствии первой из поприщ Галичины подала в венский парламент петицию с просьбой законодательно закрепить за украинскими женщинами право на высшее образование. Между прочим, ее двоюродная сестра София Окуневска стала первой в Австро-Венгрии женщиной-врачем и доктором медицины. Кобринска, живя в провинциальном Болехови, смогла создать первую украинскую женскую организацию и выдать женский журнал «Первый венок» с произведениями семнадцати писательниц, в частности Леси Украинка, Елены Пчилки, Днепровской Чайки, Людмилы Старицкой. Это уникальное издание Кобринский помогал редактировать Иван Франко, который с семьей неоднократно приезжал к ней в гости. Болехивска феминистка была крестной матерью его сына Андрея.
На пьедестале - лишь женщины

Дух феминизма, по всему видать, не побросал Болехив никогда. Хотя здесь родились и побывали достаточно много известных представителей сильного пола, персональными памятниками отмечены лишь две местных женщины - Наталия Кобринску и Екатерина Мандрик, мать прежнего львовского мэра и нынешнего министра регионального развития и строительства Украины Василия Куйбиди. Относительно госпожи Екатерина, то болехивци скромно оценивают ее литературные и патриотические заслуги перед обществом, но бюст матери почти напротив памятника Кобринский собственным средством установил сын Василий, то, рассуждают, пусть так и будет.

С течением времени стало понятно, что заложенные Наталией Кобринской в Болехови женские традиции вкоренились настолько крепко, что им не навредили никакие потрясения прошлого и начала нынешнего веков, в частности коварный современный кризис, который во много душе посеял безразличие к общественным делам. «Хотя в поисках достойных заработков за границу выехало достаточно много болехивчанок, - говорит Ольга Матийчин, - у нас и теперь мощно развивается женское движение, прежде всего благодаря Ларисе Владимировне Дармохвал, которая возглавляет местную ячейку Союза украинок. В бизнесе наши женщины тоже составляют мужчинам достойную конкуренцию».

Действительно, как выяснилось впоследствии, болехивски бизнес-леди, кроме успехов в мелкой предпринимательской деятельности, сумели выйти на местные лидирующие позиции в гуртовой торговле, частной перевозке пассажиров и производстве бетонных смесей. И даже дважды брали власть в свои руки: на протяжении последнего полвека городом руководили Эмилия Костив та Ольга Мельникович.

 
    
Объявления:

 
Контакты | Реклама на сайте | Карта сайта
 

top! Подняться вверх 

 

Copyright © 2008-2016 онлайн переводчик и словарь - perevodslov.ru

 


Rambler's Top100